+7 917 437 01 47

Заказать звонок

Уфа, Софьи Перовской, 54

Схема проезда
<< Урок №11 (ТЕМА №1.11 Строение, обращение и разрешение D7 в мажоре и миноре)

Цели:
  1. Знать строение МVII7, УмVII7.
  2. Знать два вида разрешений.

Строение, обращение, разрешение вводного септаккорда (МVII7, УмVII7).

Вводные септаккорды - септаккорды, строящиеся на VII ступени мажора и минора. Септаккорд VII ступени обозначается как VII7 и относится к числу доминантовых аккордов, поэтому к его краткому обозначению иногда добавляют букву D — DVII7.

Довольно распространены септаккорды, построенные от VII ступени натурального мажора, гармонического мажора и гармонического минора. Мы помним, что VII ступень тяготеет к I ступени (тонике). Из-за этого тяготения септаккорды, построенные на VII ступени, называются вводными.

Рассмотрим вводные септаккорды для каждого из трёх ладов.

Уменьшённый вводный септаккорд

Рассмотрим гармонические мажор и минор. Вводный септаккорд в этих ладах представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена малая терция. В итоге получается: м.3, м.3, м.3.

Интервал между крайними звуками — уменьшенная септима, из-за чего аккорд называется уменьшённым вводным септаккордом.

Малый вводный септаккорд

Рассмотрим натуральный мажор. Здесь вводный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие, сверху к которому добавлена большая терция: м.3, м.3, б.3. Крайние звуки этого аккорда образуют малую септиму, из-за чего аккорд называют малым вводным.

Обозначаются вводные септаккорды следующим образом: VII 7 (построен от VII ступени, далее цифра 7, обозначающая септиму).

На рисунке вводные септаккорды для D-dur и H-moll:

Взгляните на этот нотный пример:

Обращение вводных септаккордов

Вводные септаккорды, как и доминантсептаккорды, имеют три обращения. Тут всё по аналогии с доминантсептаккордом, поэтому задерживаться на этом не будем. Заметим только, что одинаково часто используются как сами вводные септаккорды, так и их обращения.

В первом такте изображён большой мажорный септаккорд, во втором — его первое обращение, в третьем такте — его второе обращение, в четвёртом — третье обращение. Последовательно перенося нижние звуки на октаву вверх, мы получили все обращения септаккорда.

Разрешение вводных септаккордов

Септаккорды разрешаются так же в тонические трезвучия.

Существует два варианта разрешения вводных септаккордов. Первый - сразу в тонику. Второй - через доминантовый септаккорд в тонику.

Первый способ заключается в том, чтобы сразу переводить эти неустойчивые созвучия в тонические устойчивые. То есть, другими словами, здесь имеет место выполнение прямого разрешения в тонику.

Поскольку в септаккорде четыре звука, а в тоническом трезвучии три, то при разрешении какой-то из звуков трезвучия просто будет удвоен. Тут-то и начинается самое интересное. Удвоения в тоническом трезвучии будут ненормативные. Что это значит? Дело в том, что обычно в тоническом трезвучии удваивается прима – основной, самый устойчивый тон, тоника. А тут удваиваться будет терция – третья ступень. И это не прихоть. На всё есть свои причины. В частности, огромное значение правильное разрешение будет иметь при непосредственном переходе в тонику уменьшённого вводного аккорда, в составе которого целых два тритона, их обязательно нужно разрешить правильно.

Ещё один интересный момент. Не всякое обращение вводных септов будет разрешаться именно в трезвучие. Квинсекстаккорд и терцквартаккорд, например, будут переходить в секстаккорд с удвоенной терцией (с удвоенным басом), а секундаккорд – в тонический квартсекстаккорд, и только сам вводный в основном виде соизволит перейти в трезвучие.


Этот вариант показывает разрешение сразу в тонику.

Второй способ основывается на том, что вводные септаккорды или их обращения не сразу переходят в тонику, а через некоего проводника – какой-нибудь «вспомогательный» аккорд. И в роли такого проводника выступают обращения доминантсептаккорда. А уже потом этот доминантсептаккорд (или какое-то из его обращений) разрешается в тонику по всем правилам.

Аккорд-проводник выбирается по принципу: тот, который строится на той же ступени, что и разрешаемый аккорд, или тот, который находится очень близко.

Построение вводных аккордов возможно на всех неустойчивых ступенях (на VII строится VII7, на II – VII65, на IV – VII43, а на VI – VII2). На этих же ступенях, кроме одной из четырёх – шестой ступени, строятся и обращения доминантового септа: на VII ступени можно написать D65, на II – D43 и на IV – D2. А вот для VI ступени придётся использовать в качестве проводника сам доминантовый септаккорд в своём основном виде – D7, который строится на пятой ступени, то есть располагается на одну ступеньку ниже разрешаемого вводного секундаккорда.

Вариант разрешение через доминантсептаккорд.

Чтобы быстро сообразить, какой доминантовый аккорд поставить после вводного, придумали пользоваться так называемым «правилом колеса». По правилу колеса для разрешения вводного септа берется первое обращение доминантового септа, для разрешения первого обращения вводного – второе обращение доминантового, для второго вводного – третье доминантовое и т.д. Можно изобразить это наглядно – будет понятнее. Нарисуем колесо, расположим по его четырём сторонам обозначения обращений септаккордов в виде цифр и находим последующие аккорды, двигаясь по часовой стрелке.

Остальные вводные септаккорды (МVII7) записываются аналогично примерам, изображенным выше.

Проверка:

  1. Строение MVII7, УмVII7.
    Ответ:

    м3+м3+б3,м3+м3+мз

  2. Сколько обращений у VII7?
    Ответ:

    Три.

  3. Сколько разрешений у VII7?
    Ответ:

    2: через D7 и сразу в тонику.

  4. В каком виде будут звучать УмVII7?
    Ответ:

    В гармоническом мажоре и миноре.

  5. Найдите ошибку в каждом примере?

    Ответ:

  6. Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Абсолютный Слух

Урок №13 (ТЕМА №1.13 Строение, обращение, разрешение DII7 в мажоре и миноре.) >>

Тестовое занятие

По итогам занятия вы получите профессиональные комментарии преподавателя, индивидуальную программу обучения с конкретными сроками и результатами, исходя из ваших музыкальных и физиологических способностей.

Выберите интересующее направление и оставьте ваши контактные данные

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашей
компании в области обработки персональных данных

Музыкальная
школа-студия VIA&Rock

+7 917 437 01 47

Уфа, Софьи Перовской, 54>