+7 917 437 01 47

Заказать звонок

Уфа, Софьи Перовской, 54

Схема проезда
Урок №10 (ТЕМА №1.10 Строение и обращение мажорных и минорных аккордов)

Строение, обращение и  разрешение D7 в мажоре и миноре.

ЦЕЛИ:
  1. Знать строение D7.
  2. Знать количество и названия обращений.
  3. Знать принципы разрешения  D7.

Строение, обращение, разрешение D7 в мажоре.

Напомним, что септаккордом называют аккорд, состоящий из четырёх звуков, у которого интервалы между соседними звуками составляют терцию. Интервал между крайними звуками составляет септиму, что и легло в название аккорда.

Доминантсептаккорд

Вариантов септаккорда — великое множество. Самым распространённым является септаккорд, построенный от V ступени (в мажоре или гармоническом миноре). Поскольку V ступень носит имя «доминанта», то септаккорд, построенный от доминанты, называют доминантсептаккордом. Обозначается аккорд цифрой 7.

Например: A7. Звуки аккорда носят следующие названия (снизу вверх):

• Прима. Это основание аккорда, самый нижний звук;
• Терция;
• Квинта;
• Септима. Самый верхний звук. От примы до септимы — интервал «септима».

Доминантсептаккорд состоит из мажорного трезвучия, к которому сверху добавили малую терцию. Задействованы следующие интервалы (от примы к септиме): б.3, м.3, м.3.

Обращения доминантсептаккорда.

Аккорд имеет три обращения. В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной. Приводим список названий обращений доминантсептаккорда, от какой ступени строятся и какие интервалы задействованы:
1. квинтсекстаккорд (6/5). Строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2
2. терцквартаккорд (4/3). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3
3. секундаккорд (2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3

Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.

До мажор:

Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу - основной тон,  V ступень.

Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII+) ступень.

Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень.

Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень.

Разрешения

Поскольку в доминантсептаккорде и его обращениях есть диссонирующие интервалы, эти аккорды являются диссонирующими и требуют разрешения.

Их разрешают, используя систему тяготения неустойчивых звуков в устойчивые. Причём если эта система указывает для нескольких неустойчивых звуков один и тот же устойчивый, то несколько неустойчивых разрешаются в один устойчивый.

Правило разрешения обращений D7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.

Например, доминантсептаккорд (4 звука) разрешается в неполное трезвучие (2 звука): II, V, VII ступени разрешаются в I ступень: D7 – разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терции.

D65 – в Т53 разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.

D43 – в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.

D2 – в разрешается в тонический секстаккорд (т6) с удвоенным основным тоном.

Строение, обращение, разрешение D7 в миноре.

В миноре доминантсептаккорд так же строится от пятой ступени в гармоническом виде. Поэтому, он звучит так же мажорно как и в мажоре. В записи знак ставится при ноте.

Разрешение

В миноре доминантсептаккорд разрешается в такие же трезвучия как мажорные D7, сохраняются названия, только звучат минорно.

Проверка:

  1. На какой ступени строится D7?
    Ответ:

    V ступень

  2. Из каких интервалов состоит D7?
    Ответ:

    б.3+м.3+м.3

  3. Определить тональность по D7, подписать название аккорда.

    Ответ:

  4. Найти ошибку в каждом аккорде или названии.

    Ответ:

  5. По разрешенному аккорду определить вид обращенного D7 и D7, дописать недостающую ноту.

    Ответ:

  6. Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Абсолютный Слух

Урок №12 (ТЕМА №1.12 Строение, обращение, разрешение МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре.) >>

Тестовое занятие

По итогам занятия вы получите профессиональные комментарии преподавателя, индивидуальную программу обучения с конкретными сроками и результатами, исходя из ваших музыкальных и физиологических способностей.

Выберите интересующее направление и оставьте ваши контактные данные

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашей
компании в области обработки персональных данных

Музыкальная
школа-студия VIA&Rock

+7 917 437 01 47

Уфа, Софьи Перовской, 54