Септаккорд II ступени (II7) — главный септаккорд субдоминантовой группы. По аналогии с доминантсептаккордом (D7) его также называют субдоминантсептаккордом.
По звучанию II7 — это малый минорный септаккорд на II ступени мажора и малый с уменьшенной квинтой септаккорд на II ступени минора и гармонического мажора. Как и любой другой септаккорд, II7 имеет три обращения: II65 (квинтсекстаккорд) на IV ступени, II43 (терцквартаккорд) на VI ступени и II2 (секундаккорд) на I ступени лада.
Как и любой септаккорд, имеет три обращения: квинтсекстаккорд II ступени, терцквартаккорд II ступени и секундаккорд II ступени (II2). Первые два из них используются на разных участках формы, в том числе нередко в кадансах. Квинтсекстаккорд, благодаря своему положению на IV ступени (функциональный бас субдоминанты) является самой яркой из диатонических субдоминант. Секундаккорд в кадансах не используется, его сфера применения из-за вялости баса (I ступень) ограничивается экспозиционными и дополнительными плагальными оборотами.
II7 и его обращения могут быть разрешены как сразу в тонику, так и посредством перевода в обращения [доминантсептаккорд а с дальнейшим разрешением в тонику, образуя таким образом полный совершенный.
Аккорд не обладает ярко выраженным тяготением в тонику и требует обострения за счет введения D43 в качестве созвучия-посредника. Прима и терция малого минорного 7-аккорда уже входят в состав D7-аккорда, поэтому остаются на месте.' Оставшиеся квинта и-септима двигаются на ступень вниз, образуя D43. Далее разрешение осуществляется по известным правилам. Таким образом, зафиксируем принцип разрешения II7-аккорда.
Пример:
м3+б3+м3
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Абсолютный Слух