Для того чтобы музыка была грамотно написана, легко слушалась, имела развитие, была понятна и имела логическое завершение, используют различные ритмические рисунки, а в этих ритмических рисунках различные длительности и паузы. Для придания характера, обычно используют динамику и темп.
Чаще всего, для передачи какого-либо характера в музыке используют одинаковые длительности, а для перехода к другой теме или, например, в припев, используют более короткие длительности. Концовка зависит от предпочтения композитора.
Но играть ноты различных длительностей достаточно сложно и чтение нот с листа превращается в сложнейшую работу.
Чтение нот с листа - исполнение музыкантом на инструменте или голосом незнакомого ему произведения по его нотной записи без предварит. разучивания, в темпе и с выразит. оттенками, по возможности отвечающими пожеланиям автора и содержанию музыки.
Мы уже знаем всё необходимое для чтения с листа: длительности нот и пауз, ритмические фигуры(пунктир, синкопа); а для того, чтобы свободно чередовать длительности музыканты группируют длительности.
Группировка – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно музыкальному размеру.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой).
Четверти и более крупные длительности, без рёбер, групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
При чтении нот с листа группировка имеет ключевое значение. Мы не будем рассматривать группировку нот в различных музыкальных размерах. Достаточно научиться ориентироваться в 4/4.
При музыкальном размере 4/4 всегда четыре ритмических группы (соответствует верхней четвёрке). Сумма всех длительностей в группе будет равна длительности одной четвертной ноты (нижняя четвёрка). Название музыкального размера 4/4 так и произносится - "Четыре четверти".
Как же нам это поможет?
В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:
Ниже приведены практические упражнения, которые нужно просчитать (прохлопать). В предыдущих уроках вы освоили весь необходимый материал для освоения и игры всех ритмических рисунков. Осталось дело за малым — закрепить знания и превратить их в навык.
Вы сможете без труда распознавать на слух ритмические рисунки популярных композиций, и правильно подбирать ритмический рисунок на музыкальном инструменте.
Реприза (знак) — в музыке, повтор материала, а также аббревиатура для такого повтора.
Вспомним ключевые моменты: