+7 917 437 01 47

Заказать звонок

Уфа, Софьи Перовской, 54

Схема проезда
<< Урок №2 (ТЕМА №1.1 Длительности, паузы, размеры.)

Синкопа

ЦЕЛИ:

  1. Знать определение синкопы

На данном этапе вам нужно понять, что такое синкопа и как её хлопать. Вам нужно понять материал последних трёх абзацев.

Чтобы понять, что такое синкопа, мы должны раскрыть понятие "Ритмический рисунок".

Ритмический рисунок

В предыдущих темах мы рассмотрели все распространенные длительности нот и пауз, узнали как считать их, как располагать их в различных музыкальных размерах, но даже этого недостаточно для того, чтобы получить полноценный ритмический рисунок.

Что же это такое ритмический рисунок?

Рассмотрим длительности в разных музыкальных размерах:

Вы наверное обратили внимание, что по звучанию, все эти примеры никак не отличаются друг от друга. Все дело в том, что ритмические рисунки были сыграны неверно.

В этих примерах не возможно определить музыкальный размер на слух. Для того, чтобы определить музыкальный рисунок, в начале каждого такта необходимо выделить первую долю. Прослушайте примеры с выделением первой доли:

Обратите внимание, что вместе с выделением первой доли меняется и характер музыки. 3/4становится более похожим на вальс, а 2/4 на марш. 4/4 стал удобным для восприятия и в таком ритмическом рисунке удобно петь и танцевать. Теперь это правильно сыгранный ритмический рисунок.

Рассмотрим основные разновидности ритмического рисунка:

Движение ровными долями

Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем, чаще всего, это движением восьмыми, шестнадцатыми или триолями. Подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.

Пример №1.

Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует.

Другой образец из музыки того же композитора – Скерцо – вторая часть прославленной Девятой симфонии, где после краткого энергичного громоподобного вступления мы слышим «дождь» ровных четвертных нот в очень быстром темпе и в трехдольном размере.

Пример №2.

Не только в музыке Бетховена встречается прием ровного ритмического движения. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке Баха, во многих его прелюдиях из «Хорошо темперированного клавира». В качестве иллюстрации представим вам Прелюдию До мажор из первого тома ХТК, где ритмическое развитие построено на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот.

Еще один показательный случай – Прелюдия ре минор из того же первого тома ХТК. Здесь сочетаются сразу два типа моноритмического движения – четкие восьмые в басу и шестнадцатые-триоли по звукам аккордов в верхних голосах.

Пример №3.

Ритм ровными длительностями встречается у многих классических композиторов, но особую любовь к такому виду движения проявили сочинители «современной» музыки. Например, саундтреки к популярным фильмам, ряд песенных композиций. В их музыке можно услышать примерно такие биения:

Пунктирный ритм

Пунктирный ритм (от латинского punctus - точка) образуется от применения длительности с точкой (половинная с точкой и четверть, четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая). Пунктирный ритм бывает двойной (с двумя точками) и обратный (восьмая и четверть с точкой, шестнадцатая и восьмая с точкой). Как известно, точка относится к знакам, увеличивающим длительности нот. То есть точка удлиняет ноту, рядом с которой она стоит, ровно наполовину. Часто, после ноты с точкой следует другая, короткая нота. За сочетанием долгой ноты с точкой и короткой после нее закрепилось название пунктирный ритм.

Пример №4.

Пунктирный ритм, составленный мелкими длительностями – восьмыми, шестнадцатыми – обычно звучит остро, напряженно, повышает экспрессию музыки. В качестве примера предлагаем вам послушать начало Прелюдии соль минор Баха из второго тома ХТК, которая целиком пронизана острыми пунктирными ритмами, которых здесь несколько видов.

Пример №5 «Мягкий пунктир».

Не всегда пунктир звучит остро. В тех случаях, когда пунктирный ритм образуют более-менее крупные длительности, острота его смягчается и звучание получается мягким. Так, например, в Вальсе из «Детского альбома» Чайковского. Пунктированная нота приходится на синкопу после паузы, что делает общее движение еще более плавным, растянутым.

Затакт

Затакт – это начало музыки со слабой доли, еще один часто встречающийся в вид ритма. Для того чтобы понять это, нужно сначала вспомнить, что в основе музыкального времени лежит принцип регулярного чередования биений сильных и слабых долей. Сильная доля – это всегда начало нового такта. Но не всегда музыка начинается с сильной доли, очень часто, особенно, в мелодиях песен, мы встречаем начало со слабой доли.

Пример №7 «Новогодняя песня».

Текст известной новогодней песни «В лесу родилась елочка» начинается с безударного слога «В ле», соответственно, безударный слог в мелодии должен приходиться на слабое время, а ударный слог «су» – на сильное. Вот и получается, что начинается песня еще до наступления сильной доли, то есть слог «В ле» остается за тактом (до начала первого такта, до первой сильной доли).

Пример №8

Еще один характерный пример – современный российский гимн «Россия – священная наша держава» по тексту также начинается с безударного слога, а по мелодии – с затакта. Кстати, в музыке гимна много раз повторяется фигура уже знакомого вам пунктирного ритма, который прибавляет музыке торжественности.

Важно знать, что затакт не является самостоятельным полноценным тактом, время для его музыки заимствуется (занимается) из самого последнего такта произведения, который, соответственно, остается неполным. Но вместе, в сумме затакт и последний такт образуют один полный нормальный такт.

!!! Синкопа !!!

Синкопа в музыке – это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую.

Синкопы являются очень важным выразительным средством ритма. Они всегда обращают на себя внимание, приковывают к себе слух. За счет синкоп музыка может звучать или более энергично, или более напевно.

Пример№9

Пример№10

Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем мы рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных жанров и стилей. Например, яркие характеристики с этой точки зрения получают такие жанры, как вальс (трехдольный метр и плавность или фигуры «кружения» в ритме), мазурка (трехдольный метр и обязательное дробление первой доли), марш (двухдольный метр, четкость ритма, обилие пунктиров) и т.д.

А теперь три последних абзаца!!

Синкопа может быть как внутри одного такта, так и между тактами. Оба вида синкоп встречаются довольно часто. Их называют «основными» синкопами:

  • междутактовые синкопы;
  • внутритактовые синкопы.

Внутритаковая синкопа представлена в примере #9.

Межтактовая синкопа- нота берётся в конце одного такта, а её звучание продолжается в следующем такте.

Пример синкопы

В примере вы видите начало куплета из мультфильма «Трям! Здравствуйте!». Красным цветом выделена синкопа. Обратите внимание: нота берётся на слабой доле первого такта, а продолжается весь второй такт. Акцент сильной доли второго такта смещается на слабую долю первого такта. Послушайте звуковой пример.

Проверка:

  1. Отличаются ли в записи синкопированные рисунки, касающиеся шестнадцатых и восьмых, если да то как?
    Ответ:

    Отличаются тем, что бывают варианты, когда записываются с флажками
    и бывают соединяются ребрами, со стороны шестнадцатых вторые ребра, не касающиеся восьмой длительности:

  2. Какие синкопы существуют?
    Ответ:

    Междутактовые и внутритактовые.

Урок №4 (ТЕМА №1.1 Длительности, паузы, размеры.) >>

Тестовое занятие

По итогам занятия вы получите профессиональные комментарии преподавателя, индивидуальную программу обучения с конкретными сроками и результатами, исходя из ваших музыкальных и физиологических способностей.

Выберите интересующее направление и оставьте ваши контактные данные
e" name="phone" placeholder="+7(___) ___ – __ – __" required>

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности нашей
компании в области обработки персональных данных

Музыкальная
школа-студия VIA&Rock

+7 917 437 01 47

Уфа, Софьи Перовской, 54